Саморегулируемая организация Актуально на 5 нояб 2025
Законодатели решили не вводить единые требования к тишине и покою граждан на территории всей страны. Законопроект № 299053-8, который предусматривал такие положения, Госдума отклонила в первом чтении 16 сентября.
Напоминаем, что депутаты Госдумы предложили ввести по всей стране общие требования к соблюдению тишины и покоя граждан. Такой законопроект № 299053-8 внесли в Госдуму еще в 2023 году. В законопроект вносили изменения, но так и не приняли. В своем заключении на законопроект Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ отметил следующее.
Обязательные требования к обеспечению безвредности для человека факторов среды обитания, в том числе шума, устанавливают государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормы (cт. 1 Закона № 52-ФЗ). Параметры шума в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий определены с 7 до 23 часов и с 23 до 7 часов. Это предусмотрено СанПиН 1.2.3685-21.
Законопроект предлагает относить к действиям, которые нарушают тишину и покой граждан в ночное время, использование в том числе телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, игру на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, использование звуковых сигналов охранной сигнализации и др. Такие действия являются неопределенными и оценочными, что на практике может привести к произвольному толкованию и применению законопроекта.
Законопроектом предлагается ограничить производство строительных работ в зависимости от времени суток и дней недели. При этом в законопроекте не приняли во внимание, что строительные работы могут иметь в том числе бесшумный характер. Поэтому такое безусловное ограничение необоснованно.
Также предлагают дополнить перечень вопросов в компетенции ОСС положением об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены участвовать в профилактике нарушений тишины и покоя граждан, принимать меры для привлечения к ответственности. Таким образом, к компетенции ОСС относят вопросы, которые касаются жилых помещений в частной собственности. Однако общее собрание может принимать решения только в отношении общего имущества в МКД. Это следует из части 4 статьи 36 ЖК в совокупности с положениями статьи 44 ЖК.
При этом лиц, которые участвуют в профилактике нарушений тишины и покоя граждан, в законопроекте наделяют правом принимать меры для привлечения к ответственности, установленной законодательством об административных правонарушениях, в том числе составлять акт о нарушении тишины и покоя граждан. Однако права лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и допустимые формы профилактического воздействия установлены в нормах статей 13, 17 Закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Предложенные законопроектом положения не согласуются с этими нормами.
Вместе с тем к полномочиям субъектов РФ в области санитарно‑эпидемиологического благополучия населения относят принятие в соответствии с федеральными законами НПА субъектов РФ, контроль за их исполнением. Это предусмотрено абзацем 2 статьи 6 Закона № 52-ФЗ. Поэтому вопросы, которые предлагают урегулировать законопроектом, уже регламентируют законы всех субъектов РФ.
Государственно-правовое управление Президента и Правительство также не поддержали законопроект.
Дополнительные полезные материалы:
Как реагировать на жалобы жителей на шум
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 05.11.2025